aleforion (aleforion) wrote,
aleforion
aleforion

Комплекс Лая

Как-то последнее время сама собой пошла тема бедолаги Эдипа, и я решила написать о том, чего Фрейд в упор не замечал, а именно, о комплексе отца Эдипа - Лая.
Бедолаги потому, что Эдипа мне искренне жаль, ему досталось и от богов, и от людей. Первые поиздевались от души ("Ты такой весь из себя превосходный? А вот нА тебе запутанную судьбу, законы Матрицы, по которым формально ты будешь виновен в тяжком преступлении и наказан своими же подданными, и отсутствие свободы выбора! Боги здесь мы, а не ты.")
Вторые с радостью подхватили придуманный Фрейдом броский термин, после чего Эдип стал символом сына, желающего смерти отца ради эротического влечения к своей матери. За подобной трактовкой смысл изначальной греческой легенды исчез, стал столь же формальным, сколь правила, по которым люди судили Эдипа.

Размышляла, как вообще можно было проглядеть начало всей истории? Хотя по отношению к Зигмунду нашему Фрейду я ничему не удивляюсь. Через пару дней писанины решила таки залезть в интернет с запросом и обнаружила, что натурально изобретаю велосипед, о комплексе Лая с 40-х годов прошлого века начали писать и понаписали уже немало и неплохо, но тема осталась напрочь незамеченной. Поэтому привожу одну из статей, в которой автор рассуждает также о том, почему Фрейд проглядел этот и прочие комплексы персонажей.

Эдипов комплекс: взгляд на родителей. Взгляд на отца: комплекс Лая

                                       

Автор не принимает во внимание, что "психология", которую он видит, есть его собственная психология...

Юнг. Психологические типы

   

Эдипов комплекс был открыт Зигмундом Фрейдом в результате самоанализа, размышлений над собственными чувствами в адрес отца и матери, что привело Фрейда к параллелям с трагедией Софокла “Царь Эдип”. В 1897 г. в письме Вильгельму Флиссу Фрейд пишет:

«Я обнаружил, и у себя тоже, то, что я был влюблен в мать и ревновал ее к отцу, и теперь я считаю это общим событием для всех людей в раннем детстве. Если это так, можно понять, почему на людей производит такое сильное впечатление история о царе Эдипе. Эта греческая легенда основана на желании, знакомом каждому по своим собственным чувствам. Все когда-то в мечтах хотели быть подобными Эдипу, и каждый сжимается от ужаса, видя, как в этой легенде мечта становится реальностью.»
(“Зигмунд Фрейд”. Пол Феррис)

Концепция Эдипова комплекса не только отсылает нас к античному мифу об Эдипе, но и сама, в определенном смысле, является мифом. Мифичность означает не ложность, а символически-аллегорическую форму выражения идеи. Использование аллегорий и символизма можно определенно считать характерной особенностью психоанализа, выделяющую его из всех других направлений психологии. Это означает, что Фрейд, конечно, не убивал своего отца как Эдип (об этом речь пойдет ниже), но, он также как и Эдип "убил" своего отца, не зная об этом, ‒ по мнению Фрейда, также как и он, каждый сын хочет "убить" своего отца в своей бессознательной фантазии.

Подробные рассуждения об Эдипове комплексе впервые встречаются в эпохальной работе Зигмунда Фрейда, которая знаменует рождение психоанализа, “Толковании сновидений” (1899). Фрейд излагает миф об Эдипе, описанный Софоклом, следующим образом:

«Я разумею здесь миф об Эдипе и одноименную трагедию Софокла “Царь Эдип”. Сын Лая, фиванского царя, и Иокасты, покидается своими родителями вскоре после рождения на свет, так как оракул возвестил отцу, что еще нерожденный им сын будет его убийцей. Эдипа спасают, и он воспитывается при дворе другого царя, пока сам, сомневаясь в своем происхождении, не спрашивает оракула и не получает от него совет избегать родины, так как он должен стать убийцей своего отца и супругом своей матери. По дороге с мнимой родины он встречает царя Лая и убивает его во внезапно разгоревшемся сражении. Потом подходит к Фивам, разрешает загадку преграждающего путь сфинкса и в благодарность за это избирается на фиванский престол и награждается рукою Иокасты, Долгое время он правит в покое и мире и производит от своей жены-матери двух дочерей и двух сыновей, как вдруг разражается чума, заставляющая фиванцев вновь обратиться к оракулу с вопросом. Здесь-то и начинается трагедия Софокла. Гонец приносит ответ оракула, что чума прекратится, когда из города будет изгнан убийца Лая. Где же он, однако? “Где сыщешь неясный след давнишнего злодейства?
Действие трагедии состоит не в чем ином, как в постепенно пробуждающемся и искусственно замедляемом раскрытии - аналогичном с процессом психоанализа ‒ того, что сам Эдип ‒ убийца Лая и в тоже время сын убитого и Иокасты. Потрясенный своим страшным злодеянием, Эдип ослепляет себя и покидает родину. Предсказание оракула сбылось.»

На этом Фрейд заканчивает пересказ мифа и приступает к теоретическим построениям. Кажется понятным и без дальнейшего пересказа кто совершил «давнишнее злодейство». Но интересно, что Фрейд обрезает важные подробности раннего детства Эдипа, лишь лаконично сообщая, что Эдип «покидается своими родителями». Как покидается, при каких обстоятельствах? Кажется, Фрейду это не важно. Для Фрейда виновник уже найден, и приговор ему вынесен:

«Судьба его захватывает нас потому, что она могла бы стать нашей судьбой, потому что оракул снабдил нас до нашего рождения таким же проклятием, как и Эдипа. Всем нам, быть может, суждено направить наше первое сексуальное чувство на мать и первую ненависть и насильственное желание на отца; наши сновидения убеждают нас в этом. Царь Эдип, убивший своего отца Лая и женившийся на своей матери Иокасте, представляет собой лишь осуществление желания нашего детства.[…]

…Миф об Эдипе возник из древнейшего материала сновидений, который имеет своим содержанием мучительное нарушение отношения к родителям благодаря первым побуждениям сексуальности.»
(“Толкование сновидений”)



Эдип убивает своего отца
кадр из фильма Пьера Пазолини "Царь Эдип"

Фрейд не заметил, что «действие трагедии состоит не в чем ином, как в постепенно пробуждающемся и искусственно замедляемом раскрытии» истории трагедии детства Эдипа.

В процессе "следствия", которое проводит Эдип, для того, чтобы выяснить, кто совершил «давнишнее злодейство» и прекратить чуму, постигшую Фивы, к Эдипу приходит некий Вестник, который сообщает, что царь Полиб умер. Это сначала радует Эдипа, потому что он считал его своим отцом, и это означает, что он теперь не может его убить. Но Вестник, в конце концов, рассказывает Эдипу, что он не родной Сын Полибу, и что в те времена, когда он был пастухом у Полиба, он спас Эдипа от неминуемой смерти:

Я был твоим спасителем, мой сын.

Свидетели - лодыжки ног твоих.

Я развязал проколотые ноги.

Мне передал тебя другой пастух.

Он, помнится, слугой назвался Лая.

Так Эдип выясняет, что был спасен Вестником, которому он был передан с проколотыми и связанными лодыжками неким пастухом, слугой Лая, бывшего царя Фив, трон которого он занимает, и ложе которого он делит с его вдовой. Это наводит Эдипа на самые ужасные подозрения, и тогда его жена, Иокаста, пытаясь его успокоить, проговаривается про страшные подробности детства ее младенца:

Был Лаю божий глас,- сама не знаю,

От Феба ли, но чрез его жрецов,-

Что совершится рок - и Лай погибнет

От нашего с ним сына, а меж тем,

По слуху, от разбойников безвестных

Он пал на перекрестке трех дорог.

Младенцу ж от рожденья в третий день

Отец связал лодыжки и велел

На недоступную скалу забросить.


И тогда Эдип вспоминает ссору и убийство на перекрестке трех дорог, и начинает понимать, что он и есть тот младенец и, следовательно, муж своей матери и убийца своего отца. То есть, отец Эдипа Лай проколол и связал своему младенцу лодыжки и приказал своему слуге бросить его умирать на недоступной скале из-за страха быть убитым собственным сыном. Эта немаловажная деталь меняет курс "следствия", и к обвинению в отцеубийстве, сделанного Фрейдом, добавляется покушение на детоубийство, которое Фрейд "утаил" в своем “Толковании сновидений”. При этом,отцеубийство было совершено по незнанию и в качестве самообороны, а покушение на детоубийство было осознанным, намеренным и спланированным. Почему Фрейд утаил этот факт? "Забывание по Фрейду", или как говорят в психоанализе, вытеснение? В чем причина такой забывчивости?


Слуга Лая несет Эдипа на смерть
кадр из фильма Пьера Пазолини "Царь Эдип"

Эдипов комплекс включает в себя две основные составляющие, сексуальное чувство к матери и ненависть и насильственное желание к отцу. Но существует и еще один важный компонент Эдипова комплекса ‒ амбивалентность(который Фрейд разрабатывает позднее, в 1905 г.). В аспекте концепции Эдипова комплекса под амбивалентностью следует считать конфликт, а именно противоречивость чувств маленького мальчика между убийственной ревностью к отцу и чувством любви со стороны отца. Но многие психоаналитики амбивалентность Эдипова комплекса трактуют несколько иначе, как конфликт между убийственной ревностью маленького мальчика к отцу и его любовью к отцу. Мальчик испытывает раздирающий душу конфликт: между своей ненавистью и любовью со стороны отца или своей ненавистью и любовью к отцу? Я этим хочу поставить вопрос: обусловлены ли чувства ребенка к родителю отношением к нему со стороны родителя? ‒ это извечный вопрос психоанализа. Этот вопрос может показаться странным с точки зрения гуманистической психологии и простого здравого смысла. Но в психоанализе не все так просто.

Фрейд и многие психоаналитики считают, что Эдипов комплекс не сводится ни к какой реальной ситуации, ни к какому действительному влиянию родителей на ребенка (Лапланш и Понталис). Фрейд же четко пишет, что Эдипов комплекс вызван «нарушением отношения к родителям», а не нарушениями отношения со стороны родителей. Более того, Фрейд вводит понятие прафантазии (1915), на основании этой концепции Эдипов комплекс выходит за рамки любого индивидуального опыта и превращается в «филогенетически передаваемые» схемы, не связанные с индивидуальным опытом индивида, и не сводится ни к какой реальной ситуации, ни к какому действительному влиянию родителя на ребенка, то есть, получается, человек ‒ это замкнутая в себе монада.

::

Малоизвестно, что изначально психологическая концепция Фрейда несла в своей основе травматический радикал, связанный с реальным (а не фантазийным) воздействием на ребенка со стороны родителей, что и служило, по мнению Фрейда, причиной возникновения невроза. Когда Фрейд активно занялся психоаналитическим лечением своих пациенток, больных истерией, он обнаружил (1895), что причиной их невроза было реальное сексуальное совращение в детстве со стороны отцов или воспитателей. Для историков психоанализа такое явление, описанное Фрейдом, до сих пор является загадкой ‒ психоаналитический опыт лечения таких пациенток впоследствии не подтвердил повсеместность таких признаний о совращении родителями. Но для нас важно, что психоанализ был создан Фрейдом из теории травмы ребенка со стороны родителей, в результате которой и развивается невроз.

И вдруг в 1897 Фрейд пишет цитируемое выше письмо Флиссу о том, что он сжимается от ужаса, видя, как в этой легенде об Эдипе мечта становится реальностью, то есть, что он обнаружил в себе убийственную ненависть к отцу. Что же могло повлиять на смену фокуса его теории с насилия со стороны родителей на убийственные импульсы со стороны детей?

::

Отец Фрейда был достаточно жестким по отношению к домочадцам, и маленький Сиги бунтовал против него как мог. Как пишет Эрнст Джонс, биограф Фрейда, «отец Зигмунда был патриархом еврейской семьи и требовал к себе соответствующего уважения» (“Жизнь и творения Зигмунда Фрейда”).

Самый яркий случай был в возрасте семи-восьми лет, когда Сиги намеренно помочился в спальне родителей. Вот как Фрейд сам вспоминает этот эпизод в своей книге “Толкование сновидений”:

«Есть еще один эпизод из домашней жизни, относящийся к моему 7 или 8-летнему возрасту, который прекрасно сохранился в моей памяти. Однажды вечером, перед тем как лечь спать, я, вопреки приказанию родителей, удовлетворил свою потребность в их спальне и в их присутствии. Отец, ругая меня, заметил: “Из тебя ничего не получится!” Это было, по-видимому, страшное оскорбление моему самолюбию, так как воспоминание об этом эпизоде постоянно проявляется в моих сновидениях и связано обычно с перечислением моих заслуг и успехов, точно я хочу этим сказать: “Видишь, из меня все-таки кое-что получилось”.»

Фрейд всю свою жизнь доказывал, что из него «все-таки кое-что получилось».

В конце концов, вся его теория психоанализа, с ее концепцией детской сексуальности и страстями Эдипова комплекса, произведшая скандал в строгую Викторианскую эпоху, была не чем иным, как бунтом против устоев общества, а значит и собственного отца.

Но формирование концепции психоанализа шло длительно и мучительно в соответствии с перипетиями жизни его автора.

Когда Фрейду казалось, что ему, наконец, удалось найти лечение от истерии, благодаря его теории травмы, он восторженно написал Флиссу: «Это вызывает во мне чувство скромной радости: все-таки сорок лет я прожил не зря». Он победил кастрирующего отца, из него что-то все-таки получилось!

В том же 1896 году умирает отец Фрейда. Фрейд не просто победил отца ‒ получается он "убил" отца своим успехом, также как Эдип убил своего отца посохом! По моему мнению, именно такая бессознательная идея сподвигла Фрейда через год написать Флиссу о том, что он и есть Эдип, и сделать вывод, что все мы ‒ Эдипы.

Ведь Фрейд одновременно был очень привязан к отцу и тяжело переживал его потерю:

«Каким-то неясным образом, лежащим за пределами обычного сознания, смерть отца очень глубоко на меня повлияла. Я высоко ценил его и всецело понимал. С присущей ему смесью глубокой мудрости и фантастической беспечности он очень много значил для меня в жизни. С его смертью истекло его время, но внутри меня это трагическое событие заново пробудило все мои ранние чувства. Сейчас я ощущаю себя полностью раздавленным»
(“Жизнь и творения Зигмунда Фрейда”. Джонс)

Но Фрейд долго не решался осознать свою эдипальную победу над отцом, его чувство вины было сосредоточено только на переживаемом в детстве желании смерти своему младшему брату Джулиусу, который "отнял" у него в связи со своим рождением мать, и который умер в раннем детстве. Фрейд назвал себя «терпящим крушение в момент успеха» (там же).

Только в возрасте 81 года Фрейд проанализировал и проследил истоки своего чувства вины победителя к реализации своего запретного желания превзойти своего отца. (там же).

Александр Павлов

Источник

Продолжение следует.



Tags: мужчины, психология
Subscribe
promo aleforion march 7, 2017 02:09 25
Buy for 30 tokens
Когда пришла идея написать этот пост, я подумала: "Сколько людей поймут, что значит помочь душе уйти на высшие планы из нижнего астрала? Многие ли отдают себе отчёт, что болтаться после смерти в нижнем астрале хреново, порой невыносимо? Многие ли готовы позаботиться о близких и друзьях и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments